Предлагаемый для рассмотрения в качестве примера консалтинговый отчет крупного и успешно функционирующего АТП дает представление о его направленности и объеме изложения изученных материалов.
Содержание:
1. | Общие положения | стр. | |
2. | Расположение, обеспечение имуществом | стр. | |
2.1 | Эксплуатируемые площади | стр. | |
2.2 | Автотранспорт | стр. | |
2.3 | Выводы | ||
3. | Работа с персоналом | стр. | |
3.1 | Организационно-кадровое обеспечение | стр. | |
3.2. | Оплата труда | стр. | |
3.3. | Выводы | стр. | |
4. | Эксплуатация подвижного состава | стр. | |
4.1. | Учет работы автотранспорта | стр. | |
4.2. | Проверка расчета потребности в автотранспорте | стр. | |
4.3. | Потребление горюче-смазочных материалов | стр. | |
4.4 | Выводы | стр. | |
5. | Ремонт, техническое обеспечение | стр. | |
5.1. | Авторемонтные мастерские | стр. | |
5.2. | Материально-техническое обеспечение | стр. | |
5.3. | Списание основных средств | стр. | |
5.4. | Программное обеспечение | стр. | |
5.5. | Выводы | стр. | |
6. | Экономические показатели (отчет о фактических затратах и совокупной себестоимости транспортной услуги). | стр. | |
6.1 | Выводы | стр. | |
7. | Общие выводы и предложения | стр. | |
7.1. | Рекомендации | стр. |
В соответствии с условиями договора с ОАО «_» на оказание консалтинговых услуг № _ от _._.201__ г. выполнен анализ системы управления, эффективности эксплуатации, ремонта и технического обслуживания подвижного состава, а также производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия (АТП) в целом.
-
Общие положения
АТП является структурным подразделением ОАО «_», создано и осуществляет деятельность в целях обеспечения потребности в перевозках и выполнении работ с использованием автотранспорта.
Автопредприятие осуществляет все виды автоперевозок и для этого получены лицензии на право осуществления пассажирских перевозок и проведение медицинских осмотров (предрейсовые, послерейсовые). В стадии оформления находится лицензия на право работы с опасными отходами.
Имеются сертификаты как на перевозку опасных, так и негабаритных, а также тяжеловесных грузов. На выполнение различных работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств оформлены соответствующие сертификаты.
Расположение, обеспечение АТП (раздел 2)
АТП расположено в _ районе, г. _ по ул. _, д. _. На территории _ га размещены административно-производственный корпус, вспомогательные здания, постройки и сооружения, а также открытые стоянки подвижного состава. Все строения и асфальтовое покрытие территории находятся в удовлетворительном состоянии, капитального ремонта не требуют.
Въезд-выезд транспортных средств осуществляется через контрольно-технический пункт (КТП), а проход физических лиц только через контрольно-пропускной пункт (КПП).
Охрана объекта осуществляется сторожами АТП в круглосуточном режиме, но на недостаточно высоком уровне. Проход посторонних лиц не регистрируется, обход территории не производится, досмотр техники не осуществляется. Имеющаяся видео-аппаратура охранного комплекса находится в нерабочем состоянии. В целом, состояние охраны объекта является неудовлетворительным и при этом не обеспечивается сохранность имущества.
2.1. Эксплуатируемые площади АТП
На территории АТП постоянно размещено _ ед. автотранспортных средств. Здесь располагаются автоколонны №№ _. Автотранспортное предприятие имеет все необходимые площади для проведения ремонта и обслуживания автотранспорта.
Под зоны крытых стоянок и ремонта используется около _ м2, на более чем _ м2 располагаются различные производственные участки и цеха, более _ м2 используется под размещение рабочих мест АУП и ИТР. Дополнительно, на общей площади около _ м2 в хранятся материально-технические ценности. Под санитарно-бытовые помещения, раздевалки (без учета санузлов и сушилок) отведено около _ м2.
При этом, не менее _ м2 временно используются не по назначению или находятся в резерве. Около _ м2 передано в аренду различным структурам по договорам.
В связи с сокращением объема выполняемых работ и как следствие, численности автомашин, только незначительная часть вышеуказанных площадей в настоящее время используется с достаточной степенью загрузки.
С целью повышения эффективности использования, необходимо кардинально изменить структуру распределения площадей — сосредоточить все рабочие места АУП в _ здании (_). За счет внесения корректив в организацию работы участков РММ, склада и прочих подразделений, необходимо освободить значительные основные производственные площади (напр. _ и др.), а также вспомогательные площадки обеспечения деятельности (напр. _) для их временной консервации или использования в иных целях. При этом, также сократятся затраты на их содержание и потребление энергоносителей.
Актуальность решения данного вопроса возрастает в связи с наличием проблем экологического характера и систематическими жалобами жителей близлежащих жилых домов на соседство с предприятием и их требованиями по его выводу с данной территории.
Дополнительно, в отдельном автогараже __ (_ обл., г. _, ул. _, д._ временно базируется автоколонна № _ АТП (_ а/м). Арендные отношения не оформлены, охрана осуществляется силами сторожей АТП. Имеющийся здесь автотранспорт большей частью востребован Заказчиком.
На данной территории имеются необходимые площадки ремонта, стоянки автотранспортных средств и соответствующее технологическое оборудование, однако все они находятся в запущенном состоянии.
Однако, нахождение автоколонны № _ на данной площадке представляется целесообразным. Для этого следует передать на баланс АТП используемые площади, ремонтное оборудование и решить иные сопутствующие вопросы.
Также необходимо отразить в нормативных документах фактическое наличие рабочих мест сотрудников, основных средств, произвести корректировки в организационно-правовом и финансовом регулировании производственной деятельности.
Одной из оптимальных форм реализации данного подхода может служить создание филиала автопредприятия или удалённого подразделения, с организацией производственной деятельности по стандартам работы головного предприятия.
АТП временно используется отдельная площадка _ (г. _, ул. _, д._). В настоящее время на ней размещен небольшой транспортный участок. Имеющиеся помещения слабо оборудованы, надлежащих условий для хранения и ремонта автотранспорта не создано. При этом, арендные отношения также не оформлены, охрана осуществляется силами работников ЧОП (_ чел.) по отдельному договору с АТП.
Необходимость использования данной площадки отсутствует из-за малого количества базирующихся на ней АТС (_ ед.). За заказчиком постоянно закреплена лишь незначительная часть автотранспорта, остальная техника используется нерегулярно, по разовым заявкам.
При этом, существует проблема удаленности от ремонтной базы, отсутствует контроль, не отрегулированы вопросы легитимности нахождения работников АТП на данной территории.
Вывод из эксплуатации данного участка позволит снизить затраты на охрану и коммунальные услуги.
2.2. Автотранспорт АТП
На ___ 201__г. общая численность АТС составляет _ ед. (_ а/м и _ прицеп), при этом _ ед. переданы в долгосрочную аренду в _______ООО «_________».
Состав: Автобусы — _ ед., Легковые — _ ед., Грузо-пассажирские — _ ед., Грузовые — _ ед., Автокраны — _ ед., Автопогрузчики — _ ед., Тягачи — _ед., автовышки — _ ед.
Часть подвижного состава постоянно базируется на следующих территориях: _ — _ ед., _ — _ ед., _ — _ ед., _ — _ ед., _ — _ ед., _ — _ ед.
Выводы
1.
2.
-
Работа с персоналом АТП
Организационная структура АТП функционально состоит из 4 блоков (финансово- экономический, технического обеспечения, организации перевозочного процесса и функционирования предприятия). Директор функционально подчинен _ ОАО «_».
Кадровое делопроизводство организовано и ведется в соответствии с нормами трудового законодательства. В наличии сформированные личные дела сотрудников, трудовые договора, должностные инструкции, локально-нормативные акты. Сотрудники знакомятся под роспись с документами в положенные сроки. Воинский учёт ведётся в соответствии с требованиями законодательства. Графики отпусков планируются и соблюдаются.
На предприятии действует коллективный договор, который предусматривает максимум льгот и социальных гарантий для работников. В компании поставлена работа по оказанию материальной помощи, повышению квалификации, проведению профессиональных соревнований и спортивных мероприятий. Оказывается повышенное внимание ветеранам и пенсионерам, ежегодно выделяются средства на социальную политику. Однако коллективный договор предоставляет повышенные привилегии некоторым работникам, при этом ущемляются права работодателя и интересы предприятия.
3.1. Организационно-кадровое обеспечение АТП
По состоянию на _ _ 201_ г. утвержденная штатная численность АТП составляет _ чел., из которых: руководители — _ чел., специалисты — _ чел, служащие — _ чел, производственные рабочие (водители, механизаторы) — _ чел.
По состоянию на _._.201__ г. фактическая численность АТП составляет _ чел, из которых _ — совместители и _ — по временному контракту. При этом, водители — _ чел. (в т.ч. Совместители — _ чел.), ремонтные рабочие — _ чел., такелажники — _ чел., стропальщики — _ чел., грузчики — _ чел., рабочие ОГМ — _ чел. и _ сторожей.
На максимальное количество выходящих на линию _ автомашин приходится завышенное количество водителей, даже с учётом резерва на круглосуточное использование автотранспорта, аварийные ситуации, нахождение в отпусках и больничном. Целесообразно сократить общую численность водителей относительно рекомендованного количества автотранспорта.
Недостаточно активно производятся перестановки водителей с автомобилей, выполняющих заказы с небольшим объёмом заказов на иные, маловостребованные, но необходимые в производственном процессе машины. В настоящее время закреплено только за _ водителями по _ автомобиля и за _ водителями по _ автомобиля. Необходимо увеличить количество водителей, за которыми будет закреплено по несколько автомобилей, что позволит меньшей численностью персонала выполнять больший объем перевозочной деятельности и повысить КИП с уменьшением общего фонда оплаты труда.
На находящиеся ежедневно в ремонтной зоне в среднем _ автомашин, приходится _ ремонтных специалистов, из которых __ чел. — слесарь по ремонту автомобилей. Таким образом, вместе с водителем обслуживанием одной машины непосредственно занимается _ чел. При этом, парк автотранспорта достаточно новый, требует относительно небольших трудовых затрат. Штат ремонтных рабочих должен быть оптимизирован в соответствии с нормативами и требуемым объёмом ремонтных работ и технического обслуживания.
Отдельные штатные единицы (например- наличие в штате _ и одной вакансии), также требуют сокращения численности.
В отделе главного механика имеются все необходимые специалисты, но штат излишне раздут. Отдельные должности избыточны (например, имеется _ — _ чел, жестянщик, слесарь-ремонтник — _ чел, и пр.). Содержать в штате _ подсобных рабочих нецелесообразно.
Штат управления АТП необоснованно большой. На предприятии зафиксирован ряд фактов внутреннего совместительства (напр. _ и пр.). При имеющемся подвижном составе, штатное расписание управленческого персонала необходимо оптимизировать и привести в соответствие с программой перевозок.
3.2. Оплата труда в АТП
Оплата труда работников формируется из основной и премиальной составляющих, с учетом различных выплат и надбавок. Коллектив пользуется социальными льготами и гарантиями в соответствии с коллективным договором ОАО «_», исходя из положений которого, работникам выплачивается заработная плата, пособия, материальная помощь и т.п.
Вместе с тем, фонд оплаты труда составляет свыше _ % от доходной части бюджета, что намного превышает стандарты на аналогичных предприятиях.
На недостаточном уровне учитывается реальный вклад каждого работника, и в первую очередь водителей, машинистов, такелажников, стропальщиков, грузчиков и ряда иных специалистов, в качественный и конечный финансовый результаты. А в соответствии с Положениями об оплате и стимулировании труда, а также о порядке и выплате ежемесячной премии, при начислении размера оплаты должны учитываться основные результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Однако, например, у водителей отсутствует взаимосвязь между размером полученного вознаграждения и количеством отработанных на линии часов. При этом, существующая система премирования, изначально предполагает выплату этой составляющей оплаты основной массе списочного состава работников АТП независимо от результатов и качества выполненной работы, что подтверждается практикой ежемесячного начисления премии в размере _% от суммы должностных окладов.
Существующая система присвоения классности при установлении выплат водителям, изначально не отражает усилия конкретного работника по выполнению перевозочной деятельности и получению от нее финансового результата.
В практике работы различных АТП в настоящее время не применяются данное искусственное разделение по классности и выплаты в зависимости от этого показателя.
На законодательном уровне в течении последних лет также не принимались какие-либо документы, в т.ч. рекомендательного характера, по сохранению этого критерия профессиональной оценки труда водителей.
Ежедневно акты простоя работников не оформляются и руководством предприятия не утверждаются, оплата простоя производится в размере среднего заработка. При этом, требования статей ТК РФ в этом случае допускают размер оплаты не менее 2/3 от величины ее среднего значения. Также по среднему размеру заработной платы оплачивается рабочее время водителей во время стоянки автотранспорта в АРМ при выполнении технических регламентных работ.
На предприятии существует практика сверхнормативной работы водителей отдельных транспортных средств и соответствующей повышенной оплаты за нее. Отмечено, что общее время переработки превышает установленных законодательством 120 часов в год рабочего времени. При этом, учет отработанных сверхурочно часов конкретными специалистами не ведётся, по этой причине часто производятся выплаты и за невыполненную работу. Необходимо устранить нарушения имеющихся нормативных актов.
Выводы:
- Необходимо разработать организационно-штатную структуру по численности и функциональным обязанностям соответствующую задачам и составу автопарка.
- Следует ввести систему оплаты труда, основанную на показателях выполненной работы и её качества.
-
Эксплуатация подвижного состава АТП
В постоянной эксплуатации, в среднем, находится до _ ед. техники, из которых _ автомашин постоянно закреплено за конкретными структурами-заказчиками.
Ежедневно на линию выходит от _ до _ автотранспортных средств, из них: из центрального парка — в среднем (а/к №№ 1, _, _) — _ ед., стоянка _ (а/к № _) — _ ед., транспортная площадка (_) — _ ед., удаленные (_ и _) — _ ед., оформленные в режиме командировки — _ ед. В этом случае, машины документально оформляются в командировочном режиме с ежемесячной отчетностью по путевым листам и бухгалтерскому учету. При этом, около _ легковых машин, заняты транспортным обслуживанием руководителей ОАО «_» на регулярной основе.
Для своевременной замены выходящих из строя машин (по техническим причинам), _ ед. техники используется в резервно — подменном режиме. В _ 201__г. дополнительно _ машин временно выведены из эксплуатации на отстой по причине отсутствия заявок на их использование. Также, определенная группа АТС (напр. _) имеет крайне ограниченную рыночную востребованность для выполнения сторонних заказов.
Перевозка опасных грузов в интересах других организаций не практикуется, хотя в АТП имеется сертификат соответствия на данную перевозочную деятельность в городском, пригородном и междугородном сообщении. Это также влияет на недополучение доходов от более полного использования основных средств и снижению затрат основного заказчика.
4.1. Учет работы автотранспорта АТП
Учет почасовой загрузки автомашин (машино-час) в АТП производится недостаточно эффективно, основной акцент в оценке деятельности делается на стоимостные показатели эффективности его работы.
При этом подходе, средневзвешенные параметры учета критериев использования машин, а также полноты их загрузки и работы водителей контролировать в режиме реального времени практически невозможно.
Учет объема и эффективности использования шести транспортных средств для собственных нужд АТП, с привязкой к конкретным показателям не ведется, а расходы по их содержанию переносятся на себестоимость выполнения всех транспортных заказов.
Проведенный экспертный анализ показателей работы по КИП, времени реального использования транспорта у заказчика АТП, свидетельствует о том, что месячная заявка на автоуслуги находится в пределах _ — _ тыс. машино-часов. Вместе с тем, по итогам работы в _ 2010г. для оплаты заказчикам было выставлено _ тыс. машино-час (с учетом _ тыс. машино-час. на сторонних заказах) с общим пробегом автотранспорта _км., что в реальности является явно завышенным показателем.
Ежедневно диспетчерами производится оформление путевых листов для всех водителей, вне зависимости от имеющихся планов использования закрепленных машин и поступающих ежедневно до 15.00. часов заявок на разовые перевозки в течении последующих суток. Реально выезжает на линию значительно меньшее количество АТС.
Однако, факты выезда автотранспорта механиком-контролером КТП достоверно не фиксируются в листах учета выхода автотранспортных средств, записи по некоторым автомобилям вносятся только после их возвращения на базу или вообще не производятся.
Точное количество находящихся на линии машин в определенный момент времени установить невозможно, что затрудняет контроль за их целевым использованием и может создать сложности при разборе возможных конфликтных ситуаций, ДТП и предпосылки к припискам и лишним выплатам.
Подтверждением имеющихся нарушений по выпуску на линию является проведенная _ 201__ г. проверка полноты использования машин автоколонны № _. Установлено, что водителями получено _ путевки, а по состоянию на _ час. в листе учета на КТП были произведены отметки о выходе _ машин. Из пояснений дежурного контролера следовало, что фактическое их количество превышает этот показатель. В соответствии с требованиями нормативных документов необходимо тщательно вести журналы учёта выхода и возвращения машин.
Практика использования путевых листов автомобиля без учета их реальной работы не позволяет объективно анализировать и оценивать проделанную транспортную работу. Данный документ является основным в первичном учете, определяющим совместно с товарно-транс-портной накладной при перевозке грузов, показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Необходимо оформлять путевые листы в строгом соответствии с требованиями нормативных актов, в т.ч. приказа Министерства транспорта России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», с предоставлением заказчику отчётных документов (талонов).
На данном предприятии выписываемый путевой лист водителям, находящимся в режиме простоя, служит только для отметок о прохождении ими медицинского контроля и подтверждении факта присутствия на работе.
Полученная информация показывает, что в путевых листах заказчиками фиксируется время работы машин по следующим группам:
- занятые по основной деятельности легковые — по _ машино-час за рабочий день;
- направленные в командировки:
- _ закрепленных а/м – по _ машино-час;
- иные _ а/м — в среднем по_ машино-час и более;
- используемые по разовым заявкам _ а/м — машино-часы фиксируются по факту;
- выполнение сторонних заказов составляет около _% от объема перевозочной деятельности по основному производству, т.е _ – _ а/м в день, объёмы машино-часов проставляется по факту.
Таким образом, это позволяет сделать вывод об использовании машин в течении рабочего дня от 8 часов и более по документам, при необязательной их работе в течение этого времени.
Для выполнения перевозочной деятельности активно используется более половины от списочного состава автотранспортных средств. Коэффициент использования парка в настоящее время составляет КИП=0,___ (применительно к пятидневной рабочей неделе). С целью увеличения этой величины, целесообразно рассмотреть вопрос о выводе из эксплуатации дополнительного количества автомашин. Содержание всего автопарка негативно влияет на распределение в необходимом объеме затрат от доходов для поддержания АТП на должном уровне.
Вывод из эксплуатации дополнительно _ машин (с учетом _ запланированных к списанию) может позволить реально повысить КИП до требуемого показателя, но не менее 0,65, что приведёт к повышению эффективности использования подвижного состава.
4.2. Проверка расчета потребности в автотранспорте АТП
По имеющейся на _ 201__ г. информации: количество автотранспорта составляет _ единицы (без учета прицепов). Среднее количество выхода автомобилей на линии в день составляет до _ единиц. В этом случае КИП = 0,____
Для определения необходимого количества автотранспорта были произведены теоретические расчеты потребности АТП для выполнения перевозочной деятельности для нужд ОАО «_».
При этом, минимально-допустимое количество автотранспортных средств для выполнения существующего объема работ (_ заявок в день) по автоперевозкам составит _ автомобилей (Табл.1).
Оптимальное количество АТС, с учетом коэффициента занятости водителей (0,12) следует считать — _ ед.
Из табл.2. следует, что если полностью вывести из эксплуатации (списание, продажа) подготовленные для этого в АТП в количестве _ автомобилей, то получим: _ – _ = _ автомобиля. При этом, КИП будет составлять 0,_ (_ /_ автомобиля).
В настоящее время количество востребованных АТС доходит до _ ед. в день. При сокращении количества автомобилей до _ ед. (табл.2) и учитывая _ (_) единиц А/К №_*, то получим КИП = _ / (_ + _ ) = 0._. ____________________________________________________________
- АТС, простаивающие в ожидании заказов на перевозку крупногабаритных грузов.
С целью получения дополнительной информации для оценки эффективности работы автопредприятия, на основе имеющихся данных о работе АТП с _ по _ 201__ г. проведен сравнительный анализ использования автотранспортных средств по различным показателям.
Проанализирована и показана зависимость использования необходимого количества автомашин в течении определенного времени за отчетный период. Полученные результаты (Рис.5) свидетельствует о малой загрузке имеющегося автотранспорта по временному показателю.
Данные по работе автотранспорта в машино-часах всей группы машин (Рис.6) являются также незначительными, соотносятся с вышеприведенными и подтверждают вывод о малой эффективности использования АТС.
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что в автоколонне №_ имеется _ ед. специализированной автотехники (тягачи, краны, вышки, погрузчики), в качестве показателя эффективности ее работы использовать только КИП не представляется корректным.
В цикле использования данных АТС непосредственно перевозочный процесс занимает небольшой объем времени или отсутствует полностью, а данная техника большей частью служит обеспечению решения иных проблем (монтажные работы, ремонт технологического оборудования и т.д.).
По этой автоколонне более целесообразно разработать раздельные показатели оценки эффективности ее использования.
Нельзя не отметить крайне низкий коэффициент загрузки данного вида техники, которая в последнее время используется только в рамках выполнения работ на субподряде.
Ниже предоставлена информация о среднем количестве отрабатываемых машино-часов используемыми автомашинами в течении рабочего дня.
Данные о часовой загрузке автотранспорта в течении рабочего дня (Рис.7) свидетельствуют о том, что
основная масса путевок заказчиками закрывается по _-_ и более часов, без учета фактической потребности в автоуслугах, и ответственности заказчика за неэффективное использование предоставленной техники.
4.3. Потребление горюче-смазочных материалов АТП
В практике работы АТП значения пробега автомашин контролируются по показаниям спидометра и, в соответствии с ними, ведется списание ГСМ по нормам расхода горюче-смазочных материалов, введенным приказом № _ от _. _. 20_г.
Дополнительно к нормам имеются следующие повышающие коэффициенты от базовых:
- за работу в городском режиме — дополнительно _% топлива для всех типов машин. Однако, на легковые машины, используемые для перевозки руководителей, норма установлена без ее обоснования в размере _%, а также предоставляется дополнительно _% на работу установки климат-контроля.
- за работу в режиме почасового исполнения заказов — _%.
- при отрицательной температуре окружающей среды в зимний период также дополнительно вводится надбавка _%.
Практически все применяемые повышающие коэффициенты имеют максимальное из возможных значений. Кроме этого, некоторые показатели норм расхода топлива отдельных марок машин представляются завышенными и требуют уточнений. При этом, перерасход ГСМ в практике работы АТП, как правило, не выявляется. Водители с приказом о введении норм расхода топлива и их показателями под роспись в данных документах не знакомятся. По этой причине становятся возможны подгонки показаний спидометров к объёмам заправки.
В случае возможного выявления фактов перерасхода ГСМ, в установленном законом порядке удержать из заработной платы водителей излишне затраченные средства не представится реальным.
Одновременно следует отметить необходимость разработки оптимальных норм расхода топлива для машин, использующихся для перевозки ТОП- руководителей, а также возможно и других руководителей.
Заправка автотранспорта ГСМ только на АЗС конкретного оператора ЗАО «_», из-за их отдаленности от места базирования машин, требует дополнительного порожнего пробега и, следовательно, перерасхода топлива всей группой автотранспорта АТС. Это обстоятельство, а также затраченное на эти операции время с отрывом от основной деятельности, также негативно влияют на эффективность работы предприятия.
Необходимость использования указанных показателей норм расхода и данного подхода в практике решения вопросов обеспечения горюче-смазочными материалами, вызывает определенные сомнения в целесообразности их применения, по причине вероятного наличия перерасхода финансовых средств и создания предпосылок к их хищению.
Выводы:
- Существующая система организации перевозочной транспортной работы, в целом, обеспечивает решение поставленных задач.
- Автотранспортное предприятие обеспечено необходимыми ресурсами и средствами для выполнения поставленных задач.
- Необходимо решать вопрос кардинального сокращения излишних автотранспортных средств.
- Требуется пересмотр вопросов оптимизации использования автотранспорта, учета его работы и расхода ГСМ.
-
Ремонт, техническое обслуживание автотранспорта
5.1. Авторемонтные мастерские АТП
На предприятии функционируют авторемонтные мастерские (АРМ) с достаточным числом постановочных мест для обслуживания и ремонта списочного количества автотранспорта. Однако, имеющиеся возможности можно использовать для значительно большего количества автотранспорта.
Производственные участки снабжены необходимым оборудованием и инструментом для проведения всех видов технических работ, а также обеспечены квалифицированным ремонтным персоналом. Все имеющееся технические средства находятся в рабочем состоянии, однако их количество превышает необходимый уровень.
Для выполнения плановых регламентных работ, ежедневно в рабочие дни около _ машин находится в ремонтной зоне, что в месяц ориентировочно составляет: ТО1- _ ед., ТО2- _ ед., текущий ремонт- _ ед.
Коэффициент технической готовности парка машин составляет КТГ=0,_ и является достаточно высоким для разномарочного парка, что свидетельствует о правильной организации технической эксплуатации автотранспорта.
Дополнительно (сверх плана), за _ месяцев 201__г. силами АРМ выполнено _ заказа по ремонту сторонних машин (в среднем по _ единиц в месяц). Однако, имеющиеся площади и парко-гаражное оборудование позволяют значительно увеличить данные объемы в целях получения дополнительных финансовых средств от стороннего заказчика.
Станочный парк, механизмы, приспособления для ремонта и обслуживания техники находятся в рабочем состоянии, однако избыточны и, по определению, не используются.
5.2. Материально-техническое обеспечение
Заявки на снабжение и запасные части для выполнения ремонтных работ составляются на год, при этом проходят очень сложный процесс согласования, утверждения и закупок. Это затрудняет своевременное реагирование на оперативно складывающуюся ситуацию, особенно при работе АТП в первом и втором кварталах планируемого годового периода.
Подбором и закупкой занимаются структуры, не знакомые с потребностями АТП, поэтому имеют место быть поставки некачественных или ненужных запчастей, создаются излишки на складе. В настоящее время на складе хранится имущество на сумму свыше 4 млн. руб. Однако, только незначительная часть его (аккумуляторные батареи, авто резина, ГСМ и пр.) может быть реально использована для нужд АТП.
Основные же активы представлены запасными частями автомобилей устаревших марок, отсутствующих в данном автопарке, марок иностранного производства без соответствующих пояснительных документов к ним, некоторых ненужных материалов. Поэтому использование, реализация данных неликвидов невозможна и отвлекает значительные оборотные финансовые средства.
Данная проблема требует принятия принципиальных решений по их реализации и передачи функции закупок в АТП.
В практике работы АТП с аналогичным составом транспортных средств вполне достаточным считается единовременное нахождение на складе товарно-материальных ценностей на сумму не более 100-150 тыс. руб. Это позволяет оперативно реагировать на решение возникающих технических проблем по поддержанию транспорта в эксплуатационном состоянии.
5.3. Списание основных средств
Вывод из эксплуатации, подготовка и последующая реализация автотранспортных средств с исполнением комплекса всех работ происходит в течении довольно длительного времени. Предлагаемые к продаже основные средства имеют значительный физический износ, а, в результате выполнения существующего регламента выставления на продажу, устанавливаемая цена не соответствует сложившейся рыночной на аналогичные машины.
Это ведет к их длительной стоянке на неиспользуемых производственных площадях и замораживанию определенной части финансовых средств компании. В настоящее время насчитывается _ автомобилей, находящихся в режиме реализации.
Сложившаяся практика решения данных проблем свидетельствует о недостаточно активном участии в данном сложном процессе специалистов АТП, которая сводится только к техническому обеспечению готовности и хранению машин.
5.4. Программное обеспечение
Все подразделения АТП используют в работе достаточное количество современных компьютеров, однако установленное и внедренное программное обеспечение является разноплановым и плохо сочетается друг с другом.
Например, идет полное дублирование ввода данных при заполнении и обработке путевых листов. Диспетчер заполняет путевые листы с использованием программы «_», передает их в контрольно-расчетную группу ПЭО, где данные по этим путевым листам повторно вводят в другое существующее программное обеспечение, работающее в среде MS-DOS, скорее всего – собственной разработки, устаревшее на данный момент.
Таким образом, используемое программное обеспечение (ПО) увеличивает объем ручной работы с первичными документами и не позволяет эффективно анализировать основные технико-экономические показатели работы АТП, в том числе в режиме on-line контролировать и координировать на месте происходящие производственные процессы и оперативно вносить коррективы по основным направлениям работы предприятия.
Бухгалтерский учет также ведется в программе собственной разработки, актуальной в начале 90-х годов, которая также не позволяет позволяет автоматически формировать отчеты по всем направлениям деятельности АТП.
Выводы:
- Для автоматизации управления и осуществления централизованного контроля за деятельностью АТП необходимо использовать комплексную систему: отраслевое решение 1С-Рарус «Управление автотранспортом» совместно с конфигурацией 1С «Бухгалтерия 8.1».
Справка: Указанное решение позволяет в полной мере контролировать весь процесс работы АТП: с учета ремонта ТС до выписки и обработки путевого листа, складского учета, расчета услуг по утвержденным прейскурантам по каждой модели ТС либо по каждому ТС отдельно. Одновременно производится расчет заработной платы водителей по итогам работы по каждому путевому листу.
Интеграция системы УАТ с 1С:Бухгалтерия позволяет вести учет полностью в автоматизированном режиме, так как сама по себе 1С:Бухгалтерия является наиболее востребованным продуктом и является наиболее доступным решением для ведения учета.
В системе существует достаточное количество отчетов, позволяющих в в автоматическом режиме формировать сводные данные по любым заданным критериям: по каждому ТС, по каждому параметру выработки, по каждому водителю, по каждой статье затрат.
-
Экономические показатели АТП (Отчет о фактических затратах и совокупной себестоимости транспортной услуги)
Для анализа использованы среднемесячные данные за период _- _ 201__ года. Среднемесячная сумма затрат АТП составляет _ тысячи рублей. Эта сумма состоит из следующих статей в структуре:
6.1. ГСМ. Затраты составляют в среднем _ % в общей структуре затрат АТП ОАО «». Доля затрат небольшая, на практике она обычно колеблется в пределах 18-25%. Низкий показатель в _% — результат высокого удельного веса заработной платы и завышенного количества машино-часов.
6.2. Заработная плата. Затраты составляют в среднем _ % в общей структуре затрат. Очень значительное превышение, на практике максимальная доля равна 45 — 50%.
6.3. Запасные части. Среднемесячные затраты по ремонту составляют _ тыс. руб., что составляет примерно _ % от общей себестоимости. Это ниже общепринятых показателей (от 3% до 10%).
6.4. Прочие затраты. Из прочих статей наиболее затратной является амортизация в _2%. Это свидетельствует о том, что техника в АТП своевременно обновлялась, часть выплат производилась по лизингу.
Остальные затраты, кроме связи, соответствуют показателям на других АТП, либо обусловлены спецификой работы предприятия (затраты на пропуска, охрану и пр.).
Бухгалтерия предприятия перегружена оформлением различных отчётов для головной компании, численность персонала избыточная, программное обеспечение не позволяет проводить необходимые операции.
Выводы:
- Необходимо перейти на тарифы почасовой оплаты.
- Услуги, оказываемые сторонним организациям, должны строго планироваться и контролироваться.
-
Общие выводы и предложения при изучении работы АТП:
Проведенный анализ деятельности автопредприятия свидетельствует о его работе на достаточно высоком профессиональном уровне. Коллектив в полном объеме успешно решает задачи по транспортному обеспечению структурных подразделений ОАО «_».
Вместе с тем, в рамках консалтингового проекта по оценке работы автотранспортного подразделения, отмечена недостаточная экономическая эффективность его функционирования и выявлены реальные резервы повышения производительности и качества выполняемых работ, а также потенциальные перспективы дальнейшей оптимизации существующих бизнес-процессов.
Для улучшения качества работы и снижения расходов на транспортную услугу, предлагаем для выполнения следующий перечень мероприятий.
7.1. Рекомендации по оптимизации затрат АТП:
- Пересмотреть организационную структуру предприятия со значительным снижением штатной численности различных категорий работников. За счёт оптимизации этой статьи затрат экономия финансовых средств по году составит более _ млн. рублей.
- Дополнительно вывести из эксплуатации _- _ ед. списочного состава автотранспортных средств, максимально использовать каждую единицу оставшейся техники. За счёт решения вышеуказанных задач экономический эффект за год составит порядка _ млн. рублей.
- Организовать своевременную реализацию выведенных из эксплуатации машин с активным привлечением работников АТП к решению данного вопроса. По отдельным АТС принять решение об их временном отстое на консервации, что при возникновении производственной необходимости позволит своевременно вновь запустить их в работу.
- Сократить на _% используемые служебные и производственные площади, а при наличии возможностей — перебазировать АТП на иную площадку. Экономия по году составит порядка _ млн. рублей.
- Отказаться от использования территории по ул. _, а в г. _ организовать филиал или иное обособленное подразделение автопредприятия.
- Ввести типовую систему документооборота, переработать локальные нормативные акты, полностью пересмотреть систему организации труда и его оплаты.
- Учет объема работ вести по реально отработанным машино-часам, с предоставлением заказчику необходимых отчётов по выполненной работе.
- Заменить имеющееся программное обеспечение на комплексную систему: отраслевое решение 1С-Рарус «Управление автотранспортом» совместно с конфигурацией 1С «Бухгалтерия 8.1» и связать все структурные подразделения в общую локальную сеть. Организовать систему бюджетирования и отчетности по конкретным показателям деятельности АТП.
- Пересмотреть нормы расхода топлива, практиковать заключение договоров с различными поставщиками нефтепродуктов, а также запасных частей и материалов. Экономия по году составит около _ млн. рублей.
- Организовать надлежащую работу службы охраны, обеспечить работу имеющихся средств технического наблюдения.
- Общий ожидаемый экономический эффект представлен в таблице:
Наименование статей затрат | АТП | Консалтинг | Аутсорсинг |
в тыс. рублей | |||
ПЕРЕМЕННЫЕ РАСХОДЫ | |||
ГСМ | |||
Запасные части и инструмент | |||
Зарплата основного персонала | |||
ЕСН | |||
ПОСТОЯННЫЕ РАСХОДЫ | |||
Сырьё и материалы | |||
Зарплата вспомогательного персонала | |||
ЕСН | |||
Аренда, амортизация, содержание | |||
Коммунальные платежи | |||
Техосмотры, пропуска | |||
Налоги | |||
Зарплата АУП | |||
ЕСН | |||
Связь | |||
Прочее | |||
ИТОГО: | |||
«СКРЫТЫЕ» ЗАТРАТЫ | |||
ОСАГО, КАСКО | |||
ДМС | |||
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | |||
Экономия, % | |||
Экономия в месяц, тыс. руб. | |||
Экономия в год, тыс. руб. |
Генеральный директор
ОАО «________________»: ______________
Руководитель проекта: ______________