Когда ребенок начинает ходить, то нередко родители могут обнаружить, что он наступает преимущественно на внутреннюю поверхность ступни и это означает, что у него образовывается вальгусная стопа. Данная ситуация способна усложнить жизнь маленькому человечку и наиболее явные симптомы этого дефекта можно выявить при ходьбе малыша:
- ребёнок наступает не на всю поверхность ступни, а только на внутренний её край;
- Х-образная форма самой ступни;
- неуклюжая походка;
- неуверенность шагов;
- шарканье;
- усталость от ходьбы.
Самым распространенным методом лечения является лечебная гимнастика, комплекс упражнений которой со временем способен привести к формированию правильной и естественной формы ступни. Гимнастические и массажные упражнения улучшают лимфоотток и кровообращение, восстанавливают тонус связок и мышц. Однако, часто ребенок не получает помощь в необходимом объеме, так как родители не имеют достаточного времени или возможности, да хороших специалистов найти непросто или у них постоянно большая загруженность. Как же быть в этом случае?
Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, которые можно выполнять с ребенком самостоятельно в домашних условиях и без привлечения соответствующего специалиста. Помимо профилактики заболевания вальгусной стопы, выполнение данных упражнений также направлено на исправление осанки, растяжение и развитие различных суставов, мышц, связок. При этом, следует учитывать, что:
- весь комплекс упражнений лучше выполнять полностью и ежедневно, но если сложно, то можно разбить на две части и выполнять комплекс в сокращенном виде, чередуя нагрузки по дням недели;
- упражнения следует выполнять в медленном темпе и последовательно на счет «1, 2, 3, 4» и повторять 5 — 10 раз, в зависимости от типа нагрузок;
- после выполнения каждого упражнения следует делать небольшой перерыв (15-20 сек), а при изменении положения тела дополнительно делать 3 больших перерыва (1 – 2 мин.);
- следует стремиться к тому, чтобы ребенок старался все выполнять самостоятельно;
- при выполнении упражнений следует помогать ему, воздействуя (или поддерживая) на определенные участки тела:
а) в положении 1 – со стороны подошвы обхватываем своими руками его стопы с внешней стороны, ладони прижимаем к подошве и большим пальцем своей руки нажимаем на подошву ниже сустава большого пальца (т.е. разворачиваем как бы свернутую ступню).
б) в положении 2 – свои ладони кладем с внешней стороны ног сверху на ступню и, надавливая на нее, сворачиваем в колесо как бы развернутую ступню.
- во всех случаях обхвата ступни снизу, свои ладони прижимаем к его подошве и большим пальцем своей руки нажимаем ниже сустава большого пальца (т.е. разворачиваем как бы свернутую ступню).
Лежа на спине:
Положение 1. Ножки вместе и полностью вытянуты на полу:
- Максимально выгибаем ступню одной ноги вверх к передней стороне голени, а ступню другой ноги при этом одновременно разгибаем в противоположном направлении (мы располагаемся позади его ног).
- Вращаем ступню вокруг своей оси по движению часовой стрелки, а затем в обратном направлении (мы располагаемся позади его ног).
- Поочередно своей рукой мы изгибаем большие пальцы ног максимально вверх к передней стороне голени, а затем максимально полностью направляем вниз в сторону подошвы ступни (мы располагаемся позади его ног).
- Своей рукой держим большой палец ноги и за него максимально вверх поднимаем с пола вытянутую ножку, затем аналогично поднимаем другую ножку, опускаем на пол первую, а потом и вторую (мы располагаемся позади его ног).
- Говорим: «Пилим коврик» — ставим согнутые ножки на внешние грани подошвы и поочередно вытягивая ножки по полу, как бы «пилим коврик» (мы располагаемся позади его ног).
- Поочередно сгибаем ножку в колене и в этом положении максимально прижимаем к тазу, затем плавно выпрямляем и кладем на пол (мы располагаемся позади его ног).
- Говорим: «Хлопаем ножками» — поднимаем ноги и сгибаем в коленях, подошвы сводим вместе, он придерживает их своими руками и хлопает подошвами друг о друга (выполняет сам).
- Выпрямленные ножки он поочередно максимально поднимает, а затем полностью опускает на пол (мы располагаемся позади его ног, одной рукой прижимаем к полу вытянутую ножку, а другой — поддерживаем и направляем поднимаемую ногу).
- Держась за протянутую вами руку он (самостоятельно и без вашей помощи – тянуть его не нужно!) подтягивается до положения сидя, а затем возвращается в прежнее положение (мы располагаемся позади егоног и одной рукой прижимаем их к полу, препятствуя сгибанию и подъему).
- Поочередно поднимает и сгибает ножку в колене, а затем медленно толкает ее вперед и полностью выпрямляет, преодолевая небольшое сопротивление, создаваемое вами со стороны ступни (мы располагаемся позади его ног).
- Говорим: «Делаем велосипед» — поднимает согнутые в коленях ножки и имитируя вращение педалей велосипеда, двигает ими сначала в одну (от себя), а затем в другую (к себе) сторону (мы располагаемся позади его ног и придерживая ступни, направляем движение ног).
- Говорим: «Делаем ножницы» — поднимает выпрямленные ножки и делает ими перекрестные махи, имитируя движение «ножницы» (выполняет сам).
Положение 2. Согнутые в коленях ножки ставит ступнями вместе на полу:
- Выпрямляя и сгибая ноги, поочередно идет на пяточках вперед – назад, а мы руками выгибаем вверх большие пальцы ног (требуется помощь и контроль).
- Идет с пяточек на носочки и обратно разводя ноги в стороны, а затем, сводя их вместе (требуется помощь и контроль).
- Подошвой ступни ноги гладит внутреннюю сторону голени другой ноги от ступни до колена и обратно (требуется помощь и контроль).
- Плотно прижимает колючий мячик (валик) ступней к полу и катает его (целесообразно своей рукой надавливать на ступню сверху, как бы изгибая ее по форме мяча).
- Плотно сжимает колючий мячик (валик) подошвами ступней поднятых и согнутых ног в коленях, на весу катает его между ступнями (целесообразно своими руками надавливать на ступни, как бы изгибая их по форме мяча).
- Держит мячик (любой небольшой) подошвами ступней поднятых и согнутых в коленях ног, а затем, резко выпрямляя ноги, бросает его тебе в руки (мы располагаемся позади егоног).
- Сгибает колени и поднимает попу, разводит колени в сторону и держит 2-3 сек на весу, затем сводит ноги вместе и опускает попу (мы располагаемся позади его ног).
- Говорим: «Ежик» — он руками обхватывает колени и слегка сгибает спину, в этом положении перекатывается на спине от попы до плеч и обратно (мы располагаемся сбоку и придерживаем тело).
- Говорим: «Садимся по – турецки» — он садится на попу, а согнутые и перекрещенные ноги выставляет перед собой. Мы подаем руку и, опираясь за нее, он самостоятельно полностью встает на внешние стороны стопы, а затем опять опускается на попу и принимает исходное положение (мы находимся перед ним). Меняет ноги местами и повторяет упражнение.
Лежа на животе:
Положение 3. Ножки выпрямлены и сложены вместе.
- Поочередно максимально поднимает выпрямленную ножку вверх (мы одной рукой поддерживаем ножку снизу в области колена и препятствуем его сгибанию, а другой рукой прижимаем другую ножку к полу).
- Говорим: «Делаем слоников» — согнутые в коленях ножки поочередно поднимает вверх и опускает коленями вниз на пол – т.е. имитируется движение и топот ног слона (мы располагаемся позади его ног и захватом рук снизу за ступню направляем ее движения).
- Ножки складывает крест накрест в коленях, мы руками держим «замок» и за него медленно поднимаем нижнюю часть тела и выгибаем позвоночник, затем тело также медленно опускаем на пол.
- Говорим: «Делаем лягушку» — Сгибает ножки в коленях и ступни опускает на пол (колени направлены наружу), затем поворачивает друг к другу подошвы ступней. Максимально разгибаем и сгибаем ножки в коленях, имитируя движение лягушки.
- Ножки сгибает в коленях и из этого положения пятками поочередно хлопает по попе крест на крест — правой ножкой по левой ягодице и наоборот (мы располагаемся сзади и руками держим ступни хватом снизу).
- Говорим: «Ползем» — поочередно поджимает ногу к тазу и разворачивает колено в сторону от него, после чего полностью выпрямляет ногу и укладывает в исходное положение, имитирует ползущего по –пластунски человека. При этом, внутренняя сторона колена и ступни постоянно прижаты к полу и не отрываются от него.
- Говорим: «Делаем ласточку» — полностью вытянутые вперед руки, а также ноги отрывает от пола (т.е. лежит только на животе) и в этом положении находится несколько секунд, после чего руки и ноги опускает на пол. С каждым последующим занятием желательно увеличивать время удержания конечностей на весу.
- Говорим: «Плывем» — руки держит перед грудью (желательно на весу) и ими, вместе со сгибанием ног в коленях, имитирует стиль плавания «брассом» (как лягушка).
- Говорим: «Делаем крылышки» — руки сжимает в локтях и кулачки располагает в районе развернутых плеч. Придерживаем его за руки в районе плеч и в таком положении он находится несколько секунд.
Стоя на ногах.
- Ножки ставит на ширине плеч, поднимает ручки вверх и вытягивается, как бы тянется к солнышку. Затем разводит колени в стороны и старается присесть на согнутые ноги, как лягушка. После этого полностью выпрямляет колени, принимает исходное положение и повторяет упражнение.
- Придерживаем за руки и он идет не менее двух раз по круглой палочке (диаметр не менее 1,5 см и длина не менее 1 метра, можно использовать рукоятку от швабры или черенок от лопаты):
а) Говорим «Идем прямо» — мелкими семенящими шагами проходит по палочке (и обратно), полностью наступая на нее подошвой ступни по всей длине;
б) Говорим «Идем боком» — передвигается боком по палочке (и обратно), установив и перемещая ступни ног перпендикулярно ее оси;
в) Говорим «Идем елочкой» — ставит ступни ног под углом 45 градусов к оси палочки и мелкими шагами перемещается по всей ее длине и обратно.
- Два раза проходит прямо по массажному коврику и обратно, а затем также два раза перемещается по нему боком.
- Топчется на резиновом массажном коврике, ставя ступни ног перпендикулярно колючим выступам.
После окончания занятия для ребенка целесообразно организовать подвижные игры (бег, игра с мячом, ползание, лазание и т.д.).