Гимнастика при вальгусной стопе

Когда ребенок начинает ходить, то нередко родители могут обнаружить, что он наступает преимущественно на внутреннюю поверхность ступни и это означает, что у него  образовывается вальгусная стопа. Данная ситуация способна усложнить жизнь маленькому человечку и наиболее явные симптомы этого дефекта можно выявить при ходьбе малыша:

  • ребёнок наступает не на всю поверхность ступни, а только на внутренний её край;
  • Х-образная форма самой ступни;
  • неуклюжая походка;
  • неуверенность шагов;
  • шарканье;
  • усталость от ходьбы.

Самым распространенным методом лечения является лечебная гимнастика, комплекс упражнений которой со временем способен привести к формированию правильной и естественной формы ступни. Гимнастические и массажные упражнения улучшают лимфоотток и кровообращение, восстанавливают тонус связок и мышц. Однако, часто ребенок не получает помощь в необходимом объеме, так как родители не имеют достаточного времени или возможности, да хороших специалистов найти непросто или у них постоянно большая загруженность. Как же быть в этом случае?

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, которые можно выполнять с ребенком самостоятельно в домашних условиях и без привлечения соответствующего специалиста. Помимо профилактики заболевания вальгусной стопы, выполнение  данных упражнений также направлено на исправление осанки, растяжение и развитие различных суставов, мышц, связок. При этом, следует учитывать, что:

  • весь комплекс упражнений лучше выполнять полностью и ежедневно, но если сложно, то можно разбить на две части и выполнять комплекс в сокращенном виде, чередуя нагрузки по дням недели;
  • упражнения следует выполнять в медленном темпе и последовательно на счет «1, 2, 3, 4» и повторять 5 — 10 раз, в зависимости от типа нагрузок;
  • после выполнения каждого упражнения следует делать небольшой перерыв (15-20 сек), а при изменении положения тела дополнительно делать 3 больших перерыва (1 – 2 мин.);
  • следует стремиться к тому, чтобы ребенок старался все выполнять самостоятельно;
  • при выполнении упражнений следует помогать ему, воздействуя (или поддерживая) на определенные участки тела:

а) в положении 1 – со стороны подошвы обхватываем своими руками его стопы с внешней стороны, ладони прижимаем к подошве и большим пальцем своей руки нажимаем на  подошву ниже сустава большого пальца (т.е. разворачиваем как бы свернутую ступню).

б) в положении 2 – свои ладони кладем с внешней стороны ног сверху на ступню и, надавливая на нее, сворачиваем в колесо как бы развернутую ступню.

  • во всех случаях обхвата ступни снизу, свои ладони прижимаем к его подошве и большим пальцем своей руки нажимаем ниже сустава большого пальца (т.е. разворачиваем как бы свернутую ступню).

Лежа на спине:

Положение 1.  Ножки вместе и полностью вытянуты на полу:

  1. Максимально выгибаем ступню одной ноги вверх к передней стороне голени, а ступню другой ноги при этом одновременно разгибаем в противоположном направлении (мы располагаемся позади его ног).
  2. Вращаем ступню вокруг своей оси по движению часовой стрелки, а затем в обратном направлении (мы располагаемся позади его ног).
  3. Поочередно своей рукой мы изгибаем большие пальцы ног максимально вверх к передней стороне голени, а затем максимально полностью направляем вниз в сторону подошвы ступни (мы располагаемся позади его ног).
  4. Своей рукой держим большой палец ноги и за него максимально вверх поднимаем с пола  вытянутую ножку, затем аналогично поднимаем другую ножку, опускаем  на пол первую, а потом и вторую (мы располагаемся позади его ног).
  5. Говорим: «Пилим коврик» — ставим согнутые ножки на внешние грани подошвы и поочередно вытягивая ножки по полу, как бы «пилим коврик» (мы располагаемся позади его ног).
  6. Поочередно сгибаем ножку в колене и в этом положении максимально прижимаем к тазу, затем плавно выпрямляем и кладем на пол (мы располагаемся позади его ног).
  7. Говорим: «Хлопаем ножками» — поднимаем ноги и сгибаем в коленях, подошвы сводим вместе, он придерживает их своими руками и хлопает подошвами друг о друга (выполняет сам).
  8. Выпрямленные ножки он поочередно максимально поднимает, а затем полностью опускает на пол (мы располагаемся позади его ног, одной рукой прижимаем к полу вытянутую ножку, а другой — поддерживаем и направляем поднимаемую ногу).
  9. Держась за протянутую вами руку он (самостоятельно и без вашей помощи – тянуть его не нужно!) подтягивается до положения сидя, а затем возвращается в прежнее положение (мы располагаемся позади егоног и одной рукой прижимаем их к полу, препятствуя  сгибанию и подъему).
  10. Поочередно поднимает и сгибает ножку в колене, а затем медленно толкает ее вперед и полностью выпрямляет, преодолевая небольшое сопротивление, создаваемое вами со стороны ступни (мы располагаемся позади его ног).
  11. Говорим: «Делаем велосипед» — поднимает согнутые в коленях ножки и имитируя вращение педалей велосипеда, двигает ими сначала в одну (от себя), а затем в другую (к себе) сторону (мы располагаемся позади его ног и придерживая ступни, направляем движение ног).
  12. Говорим: «Делаем ножницы» — поднимает выпрямленные ножки и делает ими перекрестные махи, имитируя движение «ножницы» (выполняет сам).

Положение 2.   Согнутые в коленях ножки ставит ступнями вместе на полу:

  1. Выпрямляя и сгибая ноги, поочередно идет на пяточках вперед – назад, а мы руками выгибаем вверх большие пальцы ног (требуется помощь и контроль).
  2. Идет с пяточек на носочки и обратно разводя ноги в стороны, а затем, сводя их вместе (требуется помощь и контроль).
  3. Подошвой ступни ноги гладит внутреннюю сторону голени другой ноги от ступни до колена и обратно (требуется помощь и контроль).
  4. Плотно прижимает колючий мячик (валик) ступней к полу и катает его (целесообразно своей рукой надавливать на ступню сверху, как бы изгибая ее по форме мяча).
  5. Плотно сжимает колючий мячик (валик) подошвами ступней поднятых и согнутых ног в  коленях, на весу катает его между ступнями (целесообразно своими руками надавливать на ступни, как бы изгибая их по форме мяча).
  6. Держит мячик (любой небольшой) подошвами ступней поднятых  и согнутых в коленях ног, а затем, резко выпрямляя ноги, бросает его тебе в руки (мы располагаемся позади егоног).
  7. Сгибает колени и поднимает попу, разводит колени в сторону и держит 2-3 сек на весу, затем сводит ноги вместе и опускает попу (мы располагаемся позади его ног).
  8. Говорим: «Ежик» — он руками обхватывает колени и слегка сгибает спину, в этом положении перекатывается на спине от попы до плеч и обратно (мы располагаемся сбоку и придерживаем тело).
  9. Говорим: «Садимся по – турецки»он садится на попу, а согнутые и перекрещенные ноги выставляет перед собой. Мы подаем руку и, опираясь за нее, он самостоятельно полностью встает на внешние стороны стопы, а затем опять опускается на попу и принимает исходное положение (мы находимся перед ним).  Меняет ноги местами и повторяет упражнение.

Лежа на животе:

Положение 3.  Ножки выпрямлены и сложены вместе.

  1. Поочередно максимально поднимает выпрямленную ножку вверх (мы одной рукой поддерживаем ножку снизу в области колена и препятствуем его сгибанию, а другой рукой прижимаем другую ножку к полу).
  2. Говорим: «Делаем слоников» — согнутые в коленях ножки поочередно поднимает вверх и опускает коленями вниз на пол – т.е. имитируется движение и топот ног слона (мы располагаемся позади его ног и захватом рук снизу за ступню направляем ее движения).
  3. Ножки складывает крест накрест в коленях, мы руками держим «замок» и за него медленно поднимаем нижнюю часть тела и выгибаем позвоночник, затем тело также медленно опускаем на пол.
  4. Говорим: «Делаем лягушку» — Сгибает ножки в коленях и ступни опускает на пол (колени направлены наружу), затем поворачивает друг к другу подошвы ступней. Максимально разгибаем и сгибаем ножки в коленях, имитируя движение лягушки.
  5. Ножки сгибает в коленях и из этого положения пятками поочередно хлопает по попе крест на крест — правой ножкой по левой ягодице и наоборот (мы располагаемся сзади и руками держим ступни хватом снизу).
  6. Говорим: «Ползем»поочередно поджимает ногу к тазу и разворачивает колено в сторону от него, после чего полностью выпрямляет ногу и укладывает в исходное положение, имитирует ползущего по –пластунски человека. При этом, внутренняя сторона колена и ступни постоянно прижаты к полу и не отрываются от него.
  7. Говорим: «Делаем ласточку» — полностью вытянутые вперед руки, а также ноги отрывает от пола (т.е. лежит только на животе) и в этом положении находится  несколько секунд, после чего руки и ноги опускает на пол. С каждым последующим занятием желательно увеличивать время удержания конечностей на весу.
  8. Говорим: «Плывем» — руки держит перед грудью (желательно на весу) и ими, вместе со сгибанием ног в коленях, имитирует стиль плавания «брассом» (как лягушка).
  9. Говорим: «Делаем крылышки» — руки сжимает в локтях и кулачки располагает в районе развернутых плеч. Придерживаем его за руки в районе плеч и в таком положении он находится несколько секунд.

Стоя на ногах.

  1. Ножки ставит на ширине плеч, поднимает ручки вверх и вытягивается, как бы тянется к солнышку. Затем разводит колени в стороны и старается присесть на согнутые ноги, как лягушка. После этого полностью выпрямляет колени, принимает исходное положение и повторяет упражнение.
  2. Придерживаем за руки и он идет не менее двух раз по круглой палочке (диаметр не менее 1,5 см и длина не менее 1 метра, можно использовать рукоятку от швабры или черенок от лопаты):

      а) Говорим «Идем прямо» — мелкими семенящими шагами проходит по палочке (и обратно), полностью наступая на нее подошвой ступни по всей длине;

         б) Говорим «Идем боком» — передвигается боком по палочке (и обратно), установив и перемещая ступни ног перпендикулярно ее оси;

         в) Говорим «Идем елочкой» — ставит ступни ног под углом 45 градусов к оси палочки и  мелкими шагами перемещается по всей ее длине и обратно.

  1. Два раза проходит прямо по массажному коврику и обратно, а затем также два раза перемещается по нему боком.
  2. Топчется на резиновом массажном коврике, ставя ступни ног перпендикулярно колючим выступам.

После окончания занятия для ребенка целесообразно организовать подвижные игры (бег, игра с мячом, ползание, лазание и т.д.).

Опубликовано в д. СОВЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ (официальной) И ТРАДИЦИОННОЙ (народной) МЕДИЦИНЫ